Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
Сетевое сообщество педагогов Пермского края - это социальный коллективный сайт для работников системы образования Пермского края, в котором пользователи проводят дискуссии на профессиональные темы, публикуют и обсуждают контент, связанный с разработкой и реализацией педагогических замыслов, предъявляют собственные материалы и разработки. Подробнее...

Дети с ОВЗ

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в   условиях  дошкольной образовательной организации

Тихонова Юлия Александровна

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 94» г. Перми 
город Пермь 
 

Аннотация: в статье изложены особенности развития детей, состояние здоровья, которых препятствует полноценному освоению образовательных программ, где важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребенок с ОВЗ поступает в дошкольное образовательное учреждение, обследованием занимаются специалисты.

Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательные программы, социализация инклюзивное воспитание, индивидуальный стиль.

  Каждый твой поступок отражается

 на других людях; не забывай,

что рядом с тобой человек.                                  

   В.А. Сухомлинский

 

       Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особенные дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному освоению образовательных программ в не специально созданных условиях обучения и воспитания.

Дети с разными нарушениями развития:

  • нарушениями слуха
  • зрения
  • речи
  • опорно-двигательного аппарата
  • интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы

 

     Получение особенным детям с  (ОВЗ)  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного  и благополучного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим образование рассматривается как одна из важнейших и нужных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

    

 Важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей помочь  детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

   

 Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы детском саду и среди сверстников в обычной группе.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

    Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты:

  • педагог-психолог
  • учитель-логопед
  • учитель-дефектолог
  •  воспитатель знакомится с полученными ими  данными.

     План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития.

    Дальше под  руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

     Для получения результата взаимосвязь всех специалистов ДОУ должна быть совместной, целенаправленной.

  • педагога-психолога, 
  • учителя-логопеда,
  • воспитателя,
  • музыкального руководителя,
  • инструктора по физической культуре

 

 

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 Медицинский персонал: 

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

    Необходимо также организовать активную работу с родителями.  Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.  Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздниковгде родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Эти формы эффективны, так как позволяют  найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

      В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

 

           

Список литературы

1. Архипова, А. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды

для детей с ОВЗ / А. А. Архипова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 2. – С. 4–12.

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе

"От рождения до школы" / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование.

Теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 56–61.

2. Архипова, Е. Ф. Методические рекомендации к обеспечению коррекционного

содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 44–49.

3. Бесова, И. Ю. Программа индивидуального сопровождения ребенка с

ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы / И. Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 2. – С. 19–36.

4. Биденко, Э. А. Деловая игра "Путь к инклюзивному образованию" как форма

методического сопровождения педагогов ДОО и начальной школы / Э. А. Биденко //

Современный детский сад. – 2016. – № 1. – С. 24–26.

5. Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к

внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9.

Книги

1.Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – Москва : Мозаика- Синтез, 2011. – 144 с. – (Б-ка программы "От рождения до школы").

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ : методическое пособие / авт. М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова [и др.]. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167 с.

3.Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Н. Я. Семаго ; под науч. ред. М. М. Семаго. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Б-ка журнала "Управление ДОУ").

Статья ОВЗ.docx