Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
Тихонова Юлия Александровна
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 94» г. Перми
город Пермь
Аннотация: в статье изложены особенности развития детей, состояние здоровья, которых препятствует полноценному освоению образовательных программ, где важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребенок с ОВЗ поступает в дошкольное образовательное учреждение, обследованием занимаются специалисты.
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательные программы, социализация инклюзивное воспитание, индивидуальный стиль.
Каждый твой поступок отражается
на других людях; не забывай,
что рядом с тобой человек.
В.А. Сухомлинский
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особенные дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному освоению образовательных программ в не специально созданных условиях обучения и воспитания.
Дети с разными нарушениями развития:
Получение особенным детям с (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного и благополучного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим образование рассматривается как одна из важнейших и нужных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы детском саду и среди сверстников в обычной группе.
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты:
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
Дальше под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Для получения результата взаимосвязь всех специалистов ДОУ должна быть совместной, целенаправленной.
Педагог-психолог:
Учитель-логопед:
Музыкальный руководитель:
Инструктор по физической культуре:
Воспитатель:
Медицинский персонал:
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Список литературы
1. Архипова, А. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды
для детей с ОВЗ / А. А. Архипова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 2. – С. 4–12.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе
"От рождения до школы" / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование.
Теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 56–61.
2. Архипова, Е. Ф. Методические рекомендации к обеспечению коррекционного
содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 44–49.
3. Бесова, И. Ю. Программа индивидуального сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы / И. Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 2. – С. 19–36.
4. Биденко, Э. А. Деловая игра "Путь к инклюзивному образованию" как форма
методического сопровождения педагогов ДОО и начальной школы / Э. А. Биденко //
Современный детский сад. – 2016. – № 1. – С. 24–26.
5. Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к
внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9.
Книги
1.Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – Москва : Мозаика- Синтез, 2011. – 144 с. – (Б-ка программы "От рождения до школы").
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ : методическое пособие / авт. М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова [и др.]. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167 с.
3.Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Н. Я. Семаго ; под науч. ред. М. М. Семаго. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Б-ка журнала "Управление ДОУ").